07 декабря 2019
вход/регистрация
Разделы

 1. Государство и информация
 2. Церковь и информация
 3. Наука, образование и информация
 4. Бизнес и информация
 5. Культура и информация
 6. Проекты ЦСА
 Анкетирование

 Тематика
   Антропология
   Философия
   Культурология
   Педагогика
   Коммуникология
   Психология
   Кибернетика
   Социология
   Семиотика
   История
   Религия
   Журналистика
   Разная информация
   Материалы ЦСА

Медиакритика. А.П. Короченский

Спецкурс.


Учебные курсы:

МЕДИАКРИТИКА
А.П. Короченский

 

Программа спецкурса

Критика как познавательно-ориентирующая деятельность. Характеристика понятия “медиакритика” (журналистская критика средств массовой информации). Становление медиакритики как особой области журналистики в России и за рубежом.
Предмет и свойства медиакритики. Актуальность, публицистичность и научность, программность медиакритики. Ограничительное влияние фактора корпоративности на критику средств массовой информации. Особенности медиа-критики как творческой деятельности. Профессиональные требования к журналисту - критику СМИ.
Виды журналистской критики средств массовой информации: академическая, внутрикорпоративная, массовая. Гражданские формы медиакритики. Специализации в медиакритике: телевизионная критика, критика радио, критика периодики, сетевая критика.
Академическая медиакритика в России. Актуальные тенденции развития отечественной внутрикорпоративной медиакритики (по материалам журналов “Журналист”, “Профессия - журналист”, “Среда”). Массовая медиакритика в периодической печати. Медиакритика на ТВ. Медиакритическая публицистика в “толстых” журналах. Ведущие российские журналисты и публицисты - критики СМИ.

Функции медиакритики, их соотношение с базовыми функциями журналистики:

Информационно-коммуникативная функция медиакритики.
Познавательная функция медиакритики. Подфункции мониторинга СМИ, анализа, интерпретации, оценки и прогноза в познавательной деятельности критика средств массовой информации. Содержание СМИ как объект анализа, интерпретации и оценки в медиакритике. Применение контент-аналитических, семиотических, культурологических, филологических и других исследовательских методик в медиакритике.
Регулятивная функция критики средств массовой информации. Медиакритика как регулятор в системе профессионально-этического регулирования деятельности деятельности журналистов и других создателей медийного содержания. Роль медиакритики в анализе, развитии и совершенствовании профессионально-этических и профессионально-творческих правил и норм деятельности журналистов и других создателей медийного содержания, в поддержании этической и языковой нормативности медийных текстов.
Коррекционная функция медиакритики. Проблема социального реализма содержания средств массовой информации. Роль медиакритики в коррекции восприятия медийного содержания аудиторией. Коррекция неточностей, искажений информации, манипулятивных элементов (мифов, стереотипов, имиджей). Роль медиакритики в коррекции социально вредных стереотипов (этнических, расовых, половых, возрастных, культурных и пр.).
Просветительская функция медиакритики. Роль критики СМИ в развитии массового медиаобразования населения, в формировании общественной культуры рационально-критического анализа, интерпретации и оценки медиатекстов и социального функционирования СМИ. Социально-организаторская функция медиакритики, её реализация в деятельности гражданских организаций медиамониторинга и медиакритики.
Коммерческо - промоцийная функция медиакритики в условиях информационного рынка. Медиакритика в системе коммерческого продвижения средств массовой информации, информационных продуктов и услуг.

Формы презентации произведений медиакритики в средствах массовой информации (колонки обозревателей в газетах и журналах, специальные программы и рубрики в теле- и радиопередачах, специализированные издания, сайты и странички в Интернете).
Жанры отечественной медиакритики (обозрение, обзор, рецензия, статья, комментарий, эссе, творческий портрет, фельетон, интервью, реплика и др.).

Медиакритика и общественные дебаты по проблемам социального функционирования средств массовой информации.
Медиакритика и доверие граждан к средствам массовой информации.
Участие медиакритики в решении проблем защиты гуманистической культуры, поддержания здорового психологического и нравственного климата в обществе, обеспечения безопасности граждан.
Медиакритика и международная информация в СМИ.
Демократический потенциал медиакритики, её возможности в формировании демократической гражданской культуры населения, в оказании влияния на политический процесс. Роль демократической медиакритики в отстаивании информационных прав граждан.
Значение медиакритики в период предвыборных кампаний. Возможности медиакритики в противодействии манипулятивному влиянию СМИ на массовую аудиторию в политических целях. Медиакритика и “информационные войны”.
Государственная информационная политика, правовое регулирование СМИ, влияние экономических факторов и отношений собственности на деятельность средств массовой информации, коммерциализация СМИ как объекты медиакритического анализа.
Медиакритика и гражданское общество. Медиакритика и подотчётность СМИ перед обществом. Медиакритика как форма общественного и группового влияния на средства массовой информации и журналистов в условиях демократии.
Опыт деятельности зарубежный гражданских организаций и объединений медиамониторинга и медиакритики. Медиакритика и “медиактивизм” - общественная активность граждан, направленная на средства массовой информации.
Медиакритика и Интернет. Возможности сетевой медиакритики и их практическое использование. Развитие и перспективы сетевой медиакритики в России. Сетевые ресурсы отечественной и зарубежной медиакритики.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ - ЗАЧЁТ (с предоставлением медиакритических публикаций).

Литература:

1. Барт Р. Мифологии. М., 2000 (“Миф сегодня”, “Бишон среди негров”, “Африканская грамматика”, “Круиз на “Батории”, “Забастовка и пассажир”, “Писательство и деторождение”, “Читающая в сердцах”, “Пеномоющие средства”, “Орнаментальная кулинария”, “Брачная хроника”, “Человек - снаряд”, “Тур де Франс” как эпопея”).
2. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.
3. Короченский А.П. “Пятая власть”? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов-на-Дону, 2002.
4. Короченский А.П. Медиакритика как форма диалога между гражданским обществом и СМИ. // Акценты. Новое в массовой коммуникации. ВГУ. Воронеж. 2003. №1-2. С. 5-13.
5. Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики. // Саморегулирование журналистских сообществ. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. Под ред. Ю.В. Казакова. ФЗГ. М., 2004. С. 209-225.
6. Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. НИП. М., 1998.
7. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. Спб., 1996.
8. Мухин А.А. Информационная война в России. М., 2000.
9. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000.
10. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., 2001.
11. Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1998.
12. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и практика. Ростов-на-Дону. 2001.
13. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М., 1988.
14. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
15. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. Спб-М., 2001.
16. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

Дополнительная Литература:

17. Bennet, L. W. News: the Politics of Illusion. NY, 1998.
18. Goldstein T., ed. Killing the Messenger: 100 Years of Media Criticism. Columbia Univ. Press. NY. 1989.
19. Goldstein T. News at Any Cost. Simon & Shuster. NY. 1985.
20. Graber, D. A. Mass Media and American Politics. Washington, D.C. 1989.
21. Lee M.A., Solomon N. Unreliable Sourses: A Guide to Detecting Bias in News Media. Carol Publ. NY, 1991.
22. Lemert J. Criticizing the Media: Empirical Approaches. Sage. Beverly Hills. 1989.v 23. Marzolf M. Civilizing Voices: American Press Criticism. 1880-1950. Longman. NY. 1991.
24. Paletz, D.L., Entman, R.M. Media. Power. Politics. NY-L. 1981.
25. Rosen, Jay. What Are Journalism For? Yale Univ. Press. 1999.
26. Television. The Critical View. Ed. Newcomb H. NY-Oxford. 1982.
27. Women and the Mass Media. Sourcebook. NY-L., 1980.

Сетевые ресурсы:

“МедиаРевю” - первый российский сайт общественного медиамониторинга и медиакритики:
http://mediareview.by.ru

“Среда” - российско-европейский журнал о медиа (электронная версия):
http://www.internews.ras.ru/sreda
http://www.sreda-mag.ru

“ТВ-Дайджест”- российское сетевое издание о телевидении:
http://tv-digest.ru

“Телекритика” - украинское сетевое издание о СМИ:
http://telekritika.kiev.ua

Сетевая версия журнала “Медиакритика” (Институт медиаэкологии, Львовский университет, Украина):
http://www.mediakrytyka.franco.lviv.ua

American Journalism Review:
http://www.ajr.org
http://www.ajr.newslink.org

Columbia Journalism Review:
http://www.cjr.org

On-line Journalism Review:
http://www.ojr.org

Русскоязычные сайты

Организация “Интерньюс”:
http://www.internews.ras.ru
Русский информационный портал “Масс-медиа”:
http://www.mass-media.ru

Фонд защиты гласности:
http://www.gdf.ru

Институт проблем информационного права:
http://www.medialaw.ru

Международные сетевые проекты

Каталог “Media Criticism and Research Sites”, каталог альтернативных изданий:
http://world-newspapers.com

MediaChannel:
http://www.mediachannel.org 

Бразилия

Instituto Gutenberg:
http://www.igutenberg.org

Великобритания

Комиссия по жалобам на прессу (Press Complaints Commission - PCC):
http://www.pcc.org.uk

Организация “Press Wise Trust”:
http://www.presswise.org.uk

Организация мониторинга СМИ и медиакритики “MediaLens”:
http://www.medialens.org

Ирландия Irish Media Review:
http://indigo.ie/~imr

Испания

Сайт “Медиаполис”:
http://www.mediapolis.es

Ассоциация пользователей коммуникациями - Asociaciуn de Usuarios de Comunicaciуn (AUC):
http://www.auc.es

США:

Архив медиакритики Н. Хомского (Noam Chomsky):
http://www.worldmedia.com/archive

Accuracy in Media:
http://www.aim.org

American Society of News Editors:
http://www.asne.org

Center for Media and Public Affairs:
http://www.cmpa.org

Center for Media Education:
http://epn.org/cme

Center for Media Literacy:
http://www.medialit. org

Fairness and Accuracy in Reporting (FAIR):
http://www.fair.org

Media-Criticism.com:
http://www.Media-Criticism.com

Media Education Foundation:
http://mediaed.sitepassport.net
http://mediaed.org

Media Matters (PBS):
http://www.pbs.org/Media Matters

Media Scope:
http://www.mediascope.org

Media Studies:
http://www.mediastudies.org

Media Watch:
http://www.mediawatch.org

National Institute on Media and the Family:
http://www.mediaandthefamily.org

News Watch:
http://www.NewsWatch.org

Parents Television Council:
http://www.parentstv.org

Pew Center for Civic Journalism:
http://www.pewcenter.org

Pew Research Center for the People and the Press:
http://www.people-press.org

The Pointer Institute for Media Studies:
http://www.poynter.org

Policy.com: Ethics and the Media
http://www.policy.com

Society of Professional Journalists:
http://www.spj.org

Transparency:
http://www.transparencynow.com

Truth in Media:
http://www.truthinmedia.org

Финляндия

Сайт кафедры журналистики Университета Тампере:
http://www.uta.fi/ethicsnet

         
Новые статьи

Наука, образование и информация  |  Аналитика
2009 (c) ООО "Ихтос". Все права защищены.