12 декабря 2017
вход/регистрация
Разделы

 1. Государство и информация
 2. Церковь и информация
 3. Наука, образование и информация
 4. Бизнес и информация
 5. Культура и информация
 6. Проекты ЦСА
 Анкетирование

 Тематика
   Антропология
   Философия
   Культурология
   Педагогика
   Коммуникология
   Психология
   Кибернетика
   Социология
   Семиотика
   История
   Религия
   Журналистика
   Разная информация
   Материалы ЦСА

А. Салмин. Две стратегии мышления и вера.

Одним из ведущих направлений мировой науки является голографическая парадигма, выдвинутая известным физиком Дэвидом Бомом. Это направление предполагает синтетический подход к изучению тех или иных проблем. Попробуем применить этот метод анализируя подходы к анализу социальных процессов в условиях кризиса



 А. Салмин 


 Две стратегии мышления и вера 


Одним из ведущих направлений мировой науки является голографическая парадигма, выдвинутая известным физиком Дэвидом Бомом. Это направление предполагает синтетический подход к изучению тех или иных проблем. Попробуем применить этот метод анализируя подходы к анализу социальных процессов в условиях кризиса.

Одной из аксиом глубинной психологии является основанная на психотерапевтическом опыте классификация по признаку стратегии мышления. Согласно этой классификации, существует две основных типа мышления: экстравертированное и интравертированное . Представители первого типа мыслят, говоря упрощенно, «от-предметно». Человек с экстравертированным мышлением, попав в незнакомую ситуацию, независимо от своего желания, будто бы говорит сам себе: «Мне безразлично, что я знаю о таких ситуациях, мне главное  что я вижу -  исходя из этого, я буду реагировать на окружающие события».

Представители интравертированного типа мышления в любой новой для них ситуации исходят не из того, что они видят, а из того,  что они  знают  о подобных ситуациях. Одни говорят – я тебя услышал, другие – я тебя понял.

В периоды психических эпидемий (К.Г. Юнг), когда духовные основы жизни подавляются безсознательными энергиями толпы, люминисценциями двух типов мышления на область политики и науки являются два идеологических полюса:  эмпирический и рационалистический . В кризисной (с точки зрения социаьной психологии - иллюзорной) науке эти полюсы получили название  материализма и идеализма . В советской общественной жизни 60-х годов, например, это разделение нашло отражение в борьбе  «физиков» и «лириков» . В действительности же, к трехлетнему возрасту, каждый ребенок становится либо эмпириком («материалистом») либо рационалистом («идеалистом»). Примерно к семи годам он имеет также и доминирующую установку на коммунальную («социалист») или индивидуалистическую («либерал») форму дальнейшего существования. Вмешательство в эти характеристики, обусловленные, в том числе и психо-физиологией, приводит к неврозам, «выталкивает» человека в область девиантного поведения.

Подобная проблема незнакома религиозному обществу, главной характеристикой которого является вера в Бога преобладающей части населения. Если люди строят свои взаимоотношения, понимая, что их души открыты для Любящего Творца, они относятся друг к другу, также с любовью и уважением. Для них абсолютно не важно «физик» ты или «лирик», «эмпирик» или «рационалист», какова твоя стратегия мышления или политическая линия. Основной характеристикой религиозного образа жизни является совместное участие населения в коллективных богослужениях, таинствах, домашняя и индивидуальная молитва. В результате, каждый человек приобретает общественный опыт  духовного единства всех  в Боге и индивидуальный опыт  личной связи  с Творцом в таинствах. В повседневной жизни это снимает антагонизм между людьми, представляющими различные социальные страты. Воспроизводятся, несмотря на социальные потрясения, главные элементы социальной стабильности -  безопасное отношение к зоне личной неопределенности . Говоря проще, каждый человек, будь у него экстравертированный или интравертированный тип мышления, думает следующим образом: «Слава Богу, что мой брат или сестра имеет дарованную Творцом способность видеть мир иначе, чем я. Так видеть мир я не смогу никогда. Но меня это не пугает и не смущает, ибо мой брат во Христе никогда не сможет увидеть мир так, как я. Бог нам дал разные таланты и разный достаток, чтобы мы были необходимы друг другу и были едины в исполнении заповедей Божьих. Если мой брат богатеет, я радуюсь, потому, что он не оставит меня в нужде. Если богатею я - радуются по той же причине мои братья и сестры во Христе». Связь между людьми, основанную на вере в Бога, на участии в церковных таинствах, на добровольном принятии учения церкви и молитвенном опыте трех уровней, общественном (церковном), семейном и личном мы называем  духовной связью . События общественной жизни, мотивированные необходимостью сохранить эту связь, мы называем  духовно детерминированными . В периоды психических эпидемий, обусловленных духовными повреждениями различного рода, как мы уже говорили выше, возникает антагонизм между двумя типами мышления и двумя доминирующими установками на самореализацию в обществе, обусловленными психической конституцией людей. Это противоречие расщепляет смыслы всех понятий на два полюса - рационалистический и эмпирический, что находит свое отражение и в науке, включая философию, политологию и политэкономию. В секулярном, бездуховном обществе (независимо от доминанты психической эпидемии – коммунальной или индивидуалистической), различные типы мышления становятся противоположными образами жизни, сориентированными на противоположные футурологические модели – социалистическую или либеральную. Это связано с тем, что  зона  неопределенности  становитсяисточником страха и опасности. Каждый человек начинает думать: «У меня вызывает тревогу то обстоятельство, что чужие для меня люди (делающие вид любезного отношения ко мне) преуспевают в области, мне непонятной. Там происходит накопление ресурсов, они влияют на политику, им безразлична моя судьба, судьба моих детей, так же, как и мне - их судьба. Меня огорчает, что они богатеют, потому что они не станут мне помогать. Им будет страшно если начну преуспевать я, потому что я не стану помогать им. Я не знаю, что у них на сердце, мне неприятны их радости». Здесь же следует подчеркнуть, что коммунальная («красная») или индивидуалистическая («белая») доминанта психической эпидемии не меняет существа событий. Первая подавляет и разрушает  личное  начало в человеке, вторая -  общественное . Первая несет в себе культ безличности, вторая - культ безчеловечности. И то и другое - смертельно опасно для человечества ибо бездуховно.

Попробуем всмотреться в логику определений духовности в периоды психических эпидемий. Первое определение дается учеными с экстравертированным мышлением. Они принимают за духовность инерционные формы духовной жизни, фиксированные в стереотипах мышления и в образе жизни. Под  духовностью  здесь понимается обучение навыкам единого для всех общежитийного существования и единой «универсальной» модели отношения к миру. Условно это тупиковое направление можно назвать эмпириофренией. Поскольку инерционная сила кальки начинает ослабевать на третьем поколении, эмпириофрения приводит к рассыпанию социального организма примерно через 70 лет (таков примерно общий для всех революций срок относительной реставрации прежних режимов). Второе определение  духовности  дается учеными с интравертированным мышлением. За духовность они принимают инерционные формы исполнения религиозных заповедей. Считается, что логическое долженствование тех или иных событий должно автоматически реализовываться, при этом прочие равные условия предполагаются неизменными и остаются за скобками. Необходимо, например, всех убедить, что нравственные законы соблюдать выгодно, так как это приведет к стабилизации общества и большинство последует этому знанию (как будто курильщики не знают, что курить вредно). Или убедить население в том, что заимствованная форма государственного правления всем полезна, а новый закон просто необходим для позитивного преображения действительности. Причину вымирания населения и отсутствие работающих законов они видят в отсутствии понимания необходимости нравственной жизни, в неинформированности населения о нравственных основаниях. «Еще немного, - говорят рационалисты, - и все поймут необходимость взаимной любви и уважения». Причины разрухи рационалисты видят либо в отказе от старых форм организации социальной жизни, либо в непонимании большинством необходимости новой формы, в ошибках разъяснения, в неправильном тексте закона (как будто в стабильном обществе кто-то их читает, кроме группы экспертов). Инерционная калька сакральных заповедей как принцип жизни - не менее опасна, чем обрядоверие. Условно второе тупиковое направление можно назвать рациофренией. Такая форма иллюзорного отношения к миру особенно популярна в период после революций, когда наступает период анархии. При смене общественного строя обычно происходит демонтаж системы государственной власти. Вера в логическое долженствование счастья после смены общественного строя присутствует примерно первые 10-15 лет. Питает эту иллюзию критика ошибок в период предшествующего общественного строя. Когда становится очевидным, что «тирания царизма» или «репрессии военного коммунизма» связаны не общественным строем и не с победившей партией, а с духовностью людей, возникает возможность выздоровления. При каком бы общественном строе не жили бездуховные народы, качество жизни не изменится. Причины социально-экономических кризисов лежат в области духа. Мысль Макса Вебера о духе капитализма и Мысль Николая Бердяева о духах русской революции отражают суть различных форм проявления одного и того же явления – бездуховности. Глобальные и локальные финансовые пирамиды строятся и рушатся не от неправильных расчетов, а от безчувствия, зависти и жадности.

Выход из криза связанного с принятием самой страшной религии мира, в основе которой находится вера в логическое долженствование (например, экономического успеха, при заимствовании инородных форм государственного устройства), происходит только тогда, когда формы государственной власти выстраиваются исходя из реальных проблем, одновременно с их решением. Если обстановка диктует необходимость диктатуры, должна быть диктатура. Если обстоятельства жизни требуют демократии, должна быть демократия. Если необходима автаркия, необходимо ограничивать внешние связи. Формы общественного строя и государственной власти должны диктоваться реальностью, а не стремлением понравиться партнерам. Попытки каждое столетие прицепить к «русской корове», французско-демократическое, немецко-социалистическое или американо-либералистическое «седло» опасны и безответственны. Они приносят нам неисчислимые человеческие жертвы и заводят в тупик. Это не означает, что нужно закрываться от окружающего мира. Это значит, что нужно быть самим собой, а не обезьяной соседа. Необходимы осторожность и качественные фильтры для инновационных проектов, в основе которых заимствования.

Итак, люди с экстравертированным мышлением необходимы и важны для людей с интравертированным мышлением. И общественники и индивидуалисты и физики и лирики необходимы друг другу в религиозном обществе, где границы между людьми, не зависимо от должности и достатка не простираются до Творца, подарившего каждому человеку уникальную судьбу, способности и душевные качества.



         
Новые статьи

Проекты ЦСА  |  Полемика
2009 (c) ООО "Ихтос". Все права защищены.